Разработка индивидуальных и образовательных траекторий
15.05.2024
Разработка
индивидуальных и образовательных траекторий
с целью подготовки
учащихся к предметной олимпиаде.
Среди многочисленных
приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое
место занимают предметные олимпиады, цель олимпиад – выявление одаренных и
нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них.
Участие
школьников в олимпиадах имеет целый ряд привлекательных моментов для ученика,
для родителей и для учителей:
· создает ситуацию успеха,
поднимает интерес учащихся к изучению предмета;
· дает возможность
школьникам и их учителям защищать честь своей школы;
· закладывает основы
развития думающей, самостоятельной, творческой личности;
· выводит школьников на
дорогу поиска в науке и жизни;
возможности сравнить
свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников;
· помогает выпускникам
определиться в профессиональном ориентировании;
· каждый участник имеет
возможность получить диплом призера или участника, сертификат для школьного
портфолио, которые могут добавить баллы при поступлении в ВУЗ.
Система подготовки
участников олимпиад:
·
базовая школьная подготовка по предмету;
·
подготовка, полученная в рамках системы
дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);
·
самоподготовка (чтение научной и научно-популярной
литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и
т.д.);
·
целенаправленная подготовка к участию в определенном
этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка
осуществляется под руководством педагога , имеющего опыт участия в олимпиадном
движении).
1. Выявляем
наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через:
·
наблюдения в ходе уроков;
·
организацию исследовательской, кружковой работы
и проведение других внеклассных мероприятий по предметам;
·
оценку способностей школьников и анализ их
успеваемости по смежным дисциплинам.
2.Создаём творческую
группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет:
·
реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в
олимпиадах, психологическую подготовку новых участников;
·
уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по
подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать
и свои знания).
3.Планируем работу.
·
при планировании работы с группой школьников избегаем
формализма и излишней заорганизованности;
·
оптимально выстраиваем индивидуальные образовательные
траектории для каждого участника (свободный выбор типа заданий, разделов
предмета для изучения, используемых пособий);
·
предусматриваем возможность отдыха, релаксации;
·
основной формой работы на занятиях -
различные формы индивидуальной и парной работы.
4.Расширяем кругозор:
·
читаем книги, журналы
·
работаем в Интернете
·
общаемся дистанционно
·
участвуем в интенсивных школах и т.д.
.
Особого эффекта не
принесут единичные консультации перед олимпиадами, поскольку дети в этот
период крайне перегружены. Поэтому необходимо создание своей методики
подготовки к предметным олимпиадам, индивидуальной и
образовательной траекторий,
которая включает следующие
этапы:
1.Определение
контингента учащихся, имеющих высокую мотивацию к изучению предмета.
Делать это нужно как
можно раньше, лучше с 5-6 класса. Ученику предмет должен быть интересен,
иначе вся работа будет бесполезной. Это могут быть не самые сильные ученики, но
интересующиеся определённой областью знаний. Как только учитель-предметник
видит новый пятый класс, он уже может присматриваться к будущим
олимпиадникам. Некоторых ребят нужно уговаривать, но когда они созреют
и вдохновятся, будет и результат.
2.Создание для учащихся
развивающей среды, которая включает их работу на элективных курсах, курсах
по выбору, кружках, курсах дистанционного обучения, индивидуальных и групповых
консультаций, использование ЭОР
3.Систематическая работа
с банком олимпиадных заданий.
Задания собираются в
течение многих лет, классифицируются по уровню сложности. Важно не только
решать олимпиадный материал, но и анализировать все данные детям работы. Каждая
ошибка должна быть понятна ребёнку и не должна повториться в будущем.
Решать подобные задачи. Разработчики
и организаторы олимпиад призывают именно так готовиться
к соревнованиям. Так можно понять логику задач, отточить новые способы
их решения. Примеры заданий за прошлые годы можно найти
на сайтах конкретных олимпиад. Разбор олимпиадных заданий прошлых лет
является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в
олимпиадах.
Учить творческому
мышлению. Можно начинать со сборников задач
на смекалку, предлагать необычные формы работы.
4. Развитие навыков активной
самостоятельной работы учащихся с пособиями, научной литературой,
сайтами для подготовки к олимпиадам, изучать материалы для самоподготовки,
в том числе, видеоуроки.
В
этом случае учитель выступает как тьютор, определяя для учащихся наиболее
эффективные пути подготовки. Это очень сложный этап, так как без дополнительных
знаний участие в олимпиадах не имеет смысла, а самостоятельная подготовка к ним
требует от учащихся организованности, самодисциплины и сильной мотивации.
5. Привлекать
не одного ученика, а с друзьями. Это может
оказаться важным фактором в подростковом возрасте: я не один,
мои интересы разделяют другие люди. К тому же на некоторых
олимпиадах допускается командное участие.
6. Подготовка к
олимпиадам должна учитывать личностные интересы учащихся, их требования при
подготовке в определённое учебное заведение, развитие интереса к будущей
профессии.
7.Использование
принципа «От простого к сложному».
Задача учителя сделать
для ученика понятным даже самый сложный материал, а для этого развивать у
учащихся способности структурировать, обобщать материал в виде опорных схем,
рисунков, иллюстраций.
Необходимо
верить в ребенка – научить справляться с различными задачами, создав у
него установку: «Ты сможешь это сделать!». Конечно, в олимпиадах, как и в любых
конкурсах, есть и победители, и побежденные. Надо учить детей не только
побеждать, но и уметь терпеть неудачу. Неудача–это не повод для отчаяния,
а возможность для переоценки и адаптации. Отрицательный результат - это
тоже определённый опыт, из которого необходимо извлечь урок, подняться и
двигаться дальше.
Таким
образом, от учителя требуется все его педагогическое мастерство для подготовки
своих учеников к участию в олимпиадах.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.05.2024
Дата обновления: 15.05.2024
Дата публикации: 15.05.2024